FRPG Pirates of the Caribbean: When The Moon Shines Red.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Словарь

Сообщений 1 страница 24 из 24

1

А


Абгалдырь

★ Абгалдырь гак или крюк с коротким отрезком троса; предназначен для того, чтобы растаскивать якорные и такелажные цепи или тросы.

Абордаж

★ Абордаж  (фр. abordage, от bord — борт судна) — способ ведения морского боя во времена гребного и парусного флотов, а также способ сцепления кораблей для передачи (приёма) грузов или людей.

Впервые в истории абордаж упоминается во время Пунических войн. Командующий флотом Гай Дуилий применил эту тактику против искусных мореходов — карфагенян.

Абордаж в военных (пиратских) целях применялся для захвата корабля противника и находившихся на нём ценностей. Атакующий корабль сходился вплотную борт к борту с кораблём противника, сцеплялся с ним абордажными баграми, кошками и дреками, чтобы корабли не разошлись во время боя. Затем бойцы абордажной команды высаживались на палубу корабля противника с помощью мостков (имели вид стрелы с платформой размером 5,5 метров на 1,2 метра) и вступали с экипажем неприятеля в рукопашную схватку с использованием огнестрельного и холодного оружия, например — абордажных топоров.

Над палубой корабля натягивали прочную верёвочную сеть для защиты от падающих обломков рангоута. Для защиты квартердека и полуюта, где находились средства управления судном, между правым и левым бортом воздвигали две баррикады из брёвен и бочек, наполненных железным ломом. К фальшборту приваливали скатанные матрацы, образовывавшие нечто вроде амбразур. Концы реев на случай абордажа снабжали крюками для разрыва такелажа судна противника. На марсах мачт располагались марсовые стрелки́, чтобы сверху, с более удобной позиции вести огонь по неприятелю. Команда: «На абордаж!»

Захваченное судно — приз или призовое судно — либо затапливалось в случае нанесения во время боя большого урона, либо под управлением призовой команды в сопровождении захватившего судна транспортировалось в порт. С появлением парового флота и развитием корабельной артиллерии абордаж утратил своё значение.

Абордажная кошка

★ Абордажная кошка  — приспособление, применявшееся на флоте для абордажного боя.

Представляет собой штурмовой якорь на цепях или канате, забрасываемый на вражеское судно при абордаже, а также на стену крепости (укрепления) при штурме. Изготовляется из металла и имеет, как правило, от двух до пяти заострённых и загнутых рогов (лап), скреплённых вместе. Для того, чтобы противник не смог освободиться от закинутых абордажных кошек, крючья их затачиваются по типу гарпуна. Позволяет вначале сблизить, а после и сцепить при атаке нападающий корабль с атакуемым, с последующим переходом штурмовой группы на осаждаемый корабль и вступить с экипажем неприятеля в рукопашную схватку с использованием холодного и огнестрельного оружия.

Авангард

★ Авангард  (фр. avant-garde, дословно: avant — впереди; garde — стража; передовая или головная охрана) в вооружённых силах (армии и на флоте) — название отряда, который выдвигается вперёд по движению войска или флота, с целью ограждения последнего от разведки или неожиданного нападения противника.

В авангарде отделяется около одной четверти наличного состава наступающих войск; удаление же от охраняемых им главных сил возрастает соразмерно численности последних.

Авангард со своей стороны, обеспечивает себя либо патрулями, либо передовыми и боковыми отрядами, тоже высылающими вперёд и по сторонам отдельных разведчиков.

В обязанности авангарда входит также и возможное устранение препятствий, которые могут встретиться на пути следования войск. В боевом порядке (ordre de bataille), авангардом называется тот отряд (обыкновенно состоящий из всех трёх родов оружия), на который возлагается завязывание сражения и прикрытие развёртывания главных сил для битвы. От него же отделяются части войск, необходимые для сторожевой службы. При оборонительных действиях, название «Авангард» часто заменяют названием «передовая линия».

Начальник авангарда может иметь решающее влияние на ход событий, так как по его инициативе завязываются авангардные дела (по современному — бой), в которые зачастую главнокомандующий вынужден бывает ввязаться с остальными силами, даже если бой завязан был вопреки его намерениям. Поэтому в начальники авангарда следует выбирать таких людей, которые отличаются верным взглядом, осмотрительностью и хладнокровием.

В случае отступления авангард обращается в арьергард.

Аврал

★ Аврал (нидерл. overal «все наверх») — спешная (по специальному заданию или по тревоге) работа на судне (корабле) всей командой (экипажем) или большей частью команды (экипажа).

В парусном флоте к авральным работам относились постановка и уборка парусов, постановка корабля на якорь и снятие с якоря, спуск и подъём шлюпок и др.

Амбразура

★ Амбразура (фр. embrasure — бойница) — отверстие в бруствере или стене укрепления (иногда снабжённое амбразурным заслоном) для ведения стрельбы с укреплённой позиции. Формы и размеры амбразуры зависят от характера оружия, сектора обстрела, условий стрельбы.

Анкерок

★ Анкерок (нидерл. anker) — деревянный бочонок.

Входит в снабжение шлюпок и служит для хранения запасов пресной воды, вместимостью от 16 до 50 литров.

Апсель

★ Апсель  (нидерл. aap-zeil (обезьяний парус)) — косой треугольный парус, самый нижний из стакселей. Апсель ставится на штагах бизань-мачты на парусных судах с прямым вооружением. Также апсель ставится на двухмачтовых яхтах в слабый ветер, когда судно длительное время вынуждено идти одним галсом. Для эффективного использования апселя и на курсах галфвинд, некоторые яхты оснащаются как большим апселем, прикрепленным галсом вблизи мачты, так и малым, находящимся примерно на середине расстояния между обеими мачтами.

Галсовый угол апселя крепится на палубе судна с наветренной стороны от грота-гика, а шкот проводят через нок бизань-гика, отчего он одновременно становится аэродинамически выгодной распоркой для последнего.

Снасть, по которой поднимается и опускается апсель, называется апсель-леером.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f5/Aap-zeil.svg/300px-Aap-zeil.svg.png

Арьергард

★ Арьергард  (от фр. arriere — задний) — тыловая часть соединения, групп или отрядов кораблей, следовавшая за главными силами флота и прикрывавшая их с тыла.

Ахтерштевень

★ Ахтерштевень (голл. achtersteven, achter — задний, steven — штевень, стояк) — задняя оконечность корабля в виде жёсткой балки или рамы сложной формы, на которой замыкаются вертикально киль, борт, обшивка и набор; к нему подвешивается судовой руль.

0

2

Б


Багор

★ Багор  — инструмент, состоящий из деревянной или металлической рукояти длиной более метра, с наконечником в виде шипа, соединённого с загнутым назад крюком. Является родственником копья.

Используется внешне сходный с багром отпорный крюк. Преимущественно с деревянной рукоятью и металлическим наконечником. На судне его используют, чтобы доставать предметы из воды или швартоваться. Может применяться для работы с парусами. На суше можно использовать для того, чтобы затаскивать лодки, или, к примеру, выволакивать брёвна из воды. Иногда байдарочное весло могут соединять с отпорником. Отличие его от багра в назначении, и в отсутствии заостренного наконечника.

Бак

★ Бак (нидерл. bak) — надстройка в носовой части палубы, доходящая до форштевня. Баком называют также и всю переднюю часть палубы (спереди от фок-мачты или носовой надстройки).

Возвышение над верхней палубой в носовой части корабля называется полубак. Удлиненный полубак может занимать до 2/3 длины судна.

Основное назначение баковой надстройки заключается в увеличении высоты борта в носовой части корабля, что важно для обеспечения хорошей мореходности, защиты верхней палубы от заливания при встречной волне и повышения непотопляемости. В удлинённом баке на грузовых судах располагают грузовые твиндеки, на пассажирских судах — каюты.

На палубе бака или внутри него обычно располагают якорное и швартовное устройства. У крупных современных кораблей высота борта обычно достаточно велика, и баковой надстройки как таковой они не имеют либо её существование объясняется иными причинами (например, необходимостью в дополнительных помещениях).

Бакборт

★ Бакборт  левый борт. Ныне устаревший термин. Назывался так потому, что рулевой (кормчий) при управлении судном на курсе стоял спиной к левому борту. (нидерл. bak) — «зад, спина». Сравн. «штирборт».

Бизань

★ Бизань (нидерл. bezaan) —

1. нижний косой парус, ставящийся на бизань-мачте, верхняя шкаторина которого шнуруется к гафелю, а нижняя растягивается по гику бизань-шкотом.

2. нижний прямой парус, ставящийся на бегин-рее бизань-мачты. В случае его наличия, косой парус будет называться «контр-бизань».

Слово бизань прибавляется к названиям всех частей рангоута, такелажа и парусов, крепящихся на бизань-мачте. Исключение составляет нижний рей, когда на бизани, кроме косого паруса, есть прямые паруса. Тогда рей будет называться «бегин-рей», а к деталям рангоута, находящимся выше марсовой площадки и на стеньгах, добавляется слово «крюйс».

Борт

★ Борт - боковая часть судна, состоит из наружной обшивки и подкрепляющего набора. Правый борт принято называть штирбортом (нидерл. stuurboord), левый борт — бакбортом (нидерл. bakboord), а часть борта выше верхней палубы фальшбортом.

0

3

В


Вассалитет

★ Вассалитет  (фр. vassalité, от лат. vassus — «слуга») — система иерархических отношений между феодалами. Состоит в личной зависимости одних феодалов (вассалов, министериалов) от других (сеньоров). Широко была распространена в средневековой Западной Европе.

Весёлый Роджер

★ Весёлый Роджер  пиратский чёрный флаг с черепом человека и костями. Этот флаг, наряду с десятками других, использовался пиратами в XVII—XVIII вв. Единого пиратского флага не существовало. Однако в культуре XIX—XXI вв. именно флаг с черепом и скрещенными костями чаще всего ассоциировался с пиратством.

Одним из первых пиратов, использовавших «Весёлый Роджер» в версии, похожей на принятую сейчас, был Эммануэль Вайн. Его флаг включал в себя также изображение песочных часов, что означало «ваше время утекает». Стид Боннет также использовал модификацию этого флага. В его варианте кость была одна, а по бокам от черепа добавлялись сердце и кинжал.

По одной из версий, «Весёлый Роджер» происходит от французского «Joyeux Rouge» (ярко-красный). Это был флаг кроваво-красного цвета, — цвета войны. Приватиры и корсары, которые были обязаны поднимать государственные флаги, во время атаки использовали чёрный сигнальный флаг, который означал предъявление ультиматума. Если противник не сдавался, корсары поднимали красный флаг. Позже англичане переделали «Rouge» в более привычное для них слово «Roger», а «Joyeux» в «Jolly», то есть «Весёлый».

Не менее правдоподобной выглядит иная версия. Во время эпидемии чумы, холеры или иной смертельной болезни, на кораблях поднимали специальный флаг — две диагональные белые полосы на чёрном фоне. Это был знак другим кораблям держаться подальше, и пираты нередко использовали его для устрашения и чтобы избежать нападения со стороны мощных военных кораблей. Со временем белые полосы трансформировались в скрещенные кости.

Третья версия возникновения Весёлого Роджера связана с тамильскими пиратами. Они промышляли в водах Индийского и Тихого океанов и называли сами себя «Али раджа» — властители моря. Это словосочетание также созвучно английскому «Jolly Roger».

Четвёртая версия гласит, что пиратский флаг получил свое название от словосочетания «Old Roger», которое было одним из имен дьявола. В дальнейшем слово «Old» могло превратиться в «Jolly».

По пятой версии это название произошло от имени короля Рожера II Сицилийского (22 декабря 1095 — 26 февраля 1154), который прославился многочисленными победами на суше и на море. Флаг Рожера II Сицилийского представлял собой изображение двух скрещённых костей на красном фоне.

У разных пиратов были свои «Весёлые Роджеры», хотя чаще всего пираты просто поднимали флаги тех стран, которым симпатизировали или наличие которых было уместно в данной ситуации. Например, атакуя «испанца» пираты могли поднять морской флаг Англии, а чтобы уклониться от дотошных английских боевых судов можно было поднять флаг Нидерландов (Голландия, в отличие от Испании тех лет, не воевала с Англией).

Верфь

★ Верфь (нидерл. werf) — место постройки и ремонта судов.

Предприятие для постройки и/или ремонта судов и кораблей. Как правило, располагается на берегу океана, моря, реки, озера, однако существуют и плавучие верфи, для относительно небольших судов. Верфь обычно представляет собой ряд сооружений: доков, цехов, стапелей, эллингов, мастерских, складов и т. п.

0

4

Г


Губернатор

★ Губернатор — глава большой административно-территориальной, федеративной единицы.

Должность эта была учреждена в первой половине XVI века Франциском I, который отдал в управление губернаторам местные войска (королевские, феодальные дружины и муниципальные ополчения), подчинил губернаторам других агентов власти и сделал из губернаторов как своих представителей при провинциальных парламентах, так и председателей провинциальных штатов. Должность эта поручалась обыкновенно знатным дворянам, но Франциск I стремился сделать её зависимой от королевской власти (в 1542 г. он даже сразу сменил всех губернаторов в королевстве).

Во второй половине XVI в., в эпоху религиозных войн, губернаторы сделались независимыми в своих провинциях и мечтали о наследственности своей власти, так что Генриху IV стоило большого труда и немалых денег подчинить их себе и восстановить единство государства.

С начала XVII в. губернаторы получили право выносить смертные приговоры за неисполнение их указаний.

В начале XVII в. губернаторы также не раз проявляли дух своеволия. Ришельё, однако, нанес стремлениям губернаторов сильный удар: оставив за должностью внешний блеск представительства и военное командование во время мира, он сделал настоящими агентами королевской власти в провинциях учрежденных им интендантов.

Во второй половине XVII и в XVIII в. за губернаторской должностью, по-прежнему предоставлявшейся только самым знатным фамилиям и оплачивавшейся большим жалованьем, оставался один внешний почёт, но все столкновения губернаторов с интендантами, назначавшимися из мелкого дворянства или из буржуазии, оканчивались не в их пользу. В таком виде должность просуществовала до революции, когда она была уничтожена.

Гукор

★ Гукор (также гукер или хукер, от нидерл. hoek: крюк) — парусное двухмачтовое судно с широким носом и круглой кормой водоизмещением 60—200 тонн. Судно имело длинный бушприт, на котором крепились фор-стеньги стаксель, кливер и бом-кливер. Экипаж около 70 человек.

Строились в XIII—XV веках в Нидерландах как рыбачьи лодки, а впоследствии и на всём побережье Северной Европы. Иногда использовалось название фиш-гукер, уточнявшее принадлежность к рыболовецким судам. Сохранился и используется традиционный ирландский Голуэй-гукер (Galway hooker), названный по местности, откуда он происходит.

Подобное судно было построено участниками экспедиции Беринга на острове (ныне остров Беринга) в августе 1742 года из остатков пакетбота «Святой Пётр»

0

5

Дрек

★ Дрек  — небольшой складной якорь, составляющий необходимую принадлежность каждого гребного судна, размеры которого зависят от размеров шлюпки. Хранится всегда в шлюпке, как и трос определённой толщины и длины, служащий якорным канатом для дрека и называемый «дректовом». Также использовался при абордаже для сцепления судов между собой.

0

6

её

0

7

ж

0

8

з

0

9

ий

0

10

К


Каботаж

★ Каботаж  (фр. cabotage) — очень часто этот термин используется в значении «плавание коммерческого грузового или пассажирского судна между морскими портами одного и того же государства». Название термина происходит от испанского слова cabo, которое означает «мыс».

Изначально под термином «каботаж» понимали плавание «от мыса к мысу» без выхода в открытое море (Большой юридический словарь). Это и следует считать оригинальным толкованием данного термина. В каботажном плавании почти всё время находились корабли античных мореходов — сначала египтян, затем греков и римлян, а позднее и викингов.

Так как в настоящее время почти во всех странах каботаж является исключительным правом торгового флота этих стран, то «мореходный» каботаж стал равен «юридическому». То есть нередко употребляющие термин «каботажное плавание» подразумевают под ним «плавание без выхода за границы страны».

Различают большой каботаж (перевозку грузов и пассажиров между портами разных морей) и малый каботаж (перевозки между портами одного и того же моря).

Катакомбы

★ Катакомбы (греч. κατω — внизу и греч. κομβος — сплетение). Первоначально катакомбами назывались подземные погребальные галереи под церковью Святого Себастьяна в Риме. Само происхождение слова катакомбы спорно и точно не установлено, но известно, что впервые оно стало употребляться в связи с этим местом погребения.

В настоящее время слово обозначает любые подземные ходы, лабиринты, помещения под землёй, главным образом в городах.

Кливер

★ Кливер (нидерл. kluiver) — косой треугольный парус прикреплённый к снасти, идущей от мачты к концу бушприта. На больших парусных кораблях может быль несколько кливеров. В этом случае кливер, находящийся впереди, и крепящийся к утлегарю, называется бом-кливер, находящийся ближе всего к мачте, как правило, называется фор-стень-стаксель. Используемый на яхтах при малом ветре треугольный парус увеличенной площади называется балункливер.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/39/Staysails2.svg/400px-Staysails2.svg.png

  1. фока-стаксель
    2. фор-стень-стаксель
    3. кливер
    4. мидель-кливер
    5. бом-кливер
    6. летучий кливер

Коррехидор

★ Коррехидор (исп. corregidor — букв. исправник, от соrregir — исправлять, корректировать) — административная и судебная должность в городах и провинциях феодальной Испании, а также в её колониях.

Должность была учреждена в XIII веке в Астурии (по другим данным, должность учредил в 1393 году король Кастилии Энрике III).

Коррехидор назначался испанским монархом и осуществлял, в основном, функции надзора над местной администрацией и судьями. В XVI веке, после захвата Испанией Центральной и Южной Америки в районах с преобладанием индейского населения стали создаваться особые округа (коррехимьенто), во главе которых стоял коррехидор, ведавшими организацией принудительного труда индейцев, сбором налогов и пр. В испанских колониях на Филиппинах коррехидоры выполняли аналогичные функции.

Должность коррехидора была упразднена в колониях в XVIII веке, а в Испании — в 1833 году.

Корма

★ Корма задняя часть корпуса корабля (судна), подразделяется на надводную и подводную части. Форма подводной части кормы в определённой мере влияет на управляемость судна и сопротивление воды его движению. Форма надводной части кормы зависит от предназначения корабля (судна) и его размеров.

Кормовая часть корабля была обычно рядом с управляющими элементами корабля (руль, судовые колёса, винт и т. д). Поэтому кормовая часть корабля обычно принадлежала капитану и в этой части корабля находились капитан и его помощники. Кормовая часть корабля обычно была защищена от ветра при движении корабля, в ней располагались элементы убранства корабля (галереи, каюты и хранились награды, которые были вручены этому кораблю).

Кормовая часть корабля была самая уязвимая — поэтому в бою основной целью была корма. В начале XIX века кормовая часть корабля стала более округлой, это связано с появлением винтовых двигателей. В кормовой части стали размещать основные приборы корабля.

Корсары

★ Корсары  (ка́перы, привати́ры) ( фр. corsaire, нем. Kaper, англ. privateer) — частные лица, которые с разрешения верховной власти воюющего государства использовали вооруженное судно (также называемое капером, приватиром или корсаром) с целью захватывать купеческие корабли неприятеля, а в известных случаях — и нейтральных держав. То же название применяется к членам их команд.

Их главным отличием от пиратов является особое каперское свидетельство от властей (фр. lettre de course, англ. letter of marque), с одной стороны позволяющее воевать приватному (отсюда приватир), т. е. частному судну, а с другой - ограничивающее круг его целей только враждебными флагами.

Понятие "корсар" в узком смысле используется для характеристики именно Английских капитанов и кораблей. В широком смысле вышеперечисленные термины абсолютно равнозначны.

Корсары были каперами на службе европейских монархов и могли атаковать вражеские корабли, не опасаясь преследования со стороны властей (за пиратство полагалась смертная казнь через повешение, но королевский документ (фр. Lettre de Marque или фр. Lettre de Course) объявлял их действия законными). В случае, если они попадали в плен, они могли рассчитывать на защиту как военнопленные.

Теоретически корсары имели право атаковать лишь корабли враждебных держав, не причиняя вреда судам своей страны или кораблям нейтральных стран. Если они нарушали это правило, их могли судить как пиратов и повесить. Согласно лицензии, часть добычи корсаров шла в королевскую казну. Тем не менее, иногда корсаров рассматривали как пиратов и могли их казнить через повешение.

Деятельность корсаров началась в Средние века. Это было выгодно королю, получавшему компенсацию за экономические потери во время войн. В 1144 году епископ Жан де Шатийон предоставил городу Сен-Мало статус убежища. Это привлекло в город многочисленных преступников. В 1308 году город стал свободным и мог заниматься, в частности, торговлей. В 1395 году город стал свободным портом и оставался таковым до 1688 года.

В XVI веке деятельность корсаров приобрела широкий размах. Они действовали не только в Средиземном море и северо-восточной Атлантике, но и по всему Атлантическому океану и в Карибском море. Англия была первой страной, направившей каперов в Америку для нападения на испанские корабли, перевозившие золото из колоний. Уже в 1522 году корсары под командованием Генри Моргана атаковали конвой с золотом, отправленный Кортесом. Для защиты от корсаров Испания в 1560 году ввела порядок, при котором торговые корабли из Америки следовали лишь в конвоях, сопровождаемых военными кораблями.

Деятельность корсаров приносила такую прибыль, что министр финансов учитывал её в планировании бюджета. Король получал четверть, а в некоторых случаях треть добычи. Деятельность корсаров также ослабляла противников Франции.

К концу XVIII века государство усилилось настолько, что деятельность корсаров потеряла смысл. Практика выдачи лицензий была формально отменена в 1856 году, хотя прекратила своё существование ещё раньше, в 1815 году с концом империи.

0

11

Ливр

★ Ливр (фр. livre, от лат. libra — римский фунт) — денежная единица Франции, бывшая в обращении до 1795 года.

Ливр делился на су и денье:

    1 ливр = 20 су
    1 су = 12 денье

то есть 1 ливр = 240 денье.

Сперва денежно-счётный ливр равнялся по стоимости весовому фунту. Позднее в результате порчи монет стоимость его уменьшилась, но деление ливра на 20 су сохранилось безотносительно к тому, чеканилась ли полноценная монета или низкопробная.

Ливр парижский, который был тяжелее ливра турского, со времен Филиппа II Августа (1180—1223) был основной денежно-счётной единицей на севере Франции, но с течением времени уступил место ливру турскому и исчез из обращения, так как денье парижский со времен Карла VIII (1483—1498), а су парижский со времен Людовика XIV (1643—1705) больше не выпускались.

Как монета ливр выпускался только один раз в 1656 году весом в 8,024 г (7,69 г серебра).

Лорд

★ Лорд (англ. Lord — господин, хозяин, владыка) — дворянский титул в Великобритании.

0

12

Марс

★ Марс Марс — площадка на топе составной мачты, прикрепленная к лонга-салингам и краспицам.

На парусных судах служит для разноса стень-вант и местом для некоторых работ при постановке и уборке парусов. На марсах военных кораблей как правило устанавливалось ограждение (леера) и во время боя могли размещаться стрелки. С появлением систем управления артиллерийским огнем на марсах стали размещать дальномерные и прожекторные посты. Боевой марс — марс на крупном корабле, используемый для установки малокалиберных орудий.

0

13

н

0

14

о

0

15

Парус

★ Парус - любого парусного судна — это сложное техническое сооружение. Все части и элементы паруса носят свои названия. Парус должен не только создавать силу тяги, но и должен выдерживать большие нагрузки, легко поддаваться регулировке, быстро убираться и ставиться. В связи с этим парус имеет множество вспомогательных элементов.

Геометрические элементы:
Углы - Названия углов паруса образованы от названия тех снастей, которые к этим углам присоединяются.

В треугольном парусе верхний угол называется фаловым. К нему крепят фал, применяемый для подъёма паруса. Из двух нижних углов передний называется галсовым, а задний — шкотовым.

В гафельном парусе нижние углы называются так же, как у треугольного. Верхний передний угол называется обычно фаловым, задний верхний — нок-бензельным.

Галсовый угол жёстко закреплён в какой-либо точке (на вертлюге гика для грота или на палубе для стакселя, например). Шкотовый угол может перемещаться и устанавливается в зависимости от галса.

У прямого паруса нижние углы называют брасовым (наветренный) и шкотовым (подветренным). При смене галса эти углы (равно как и шкот с брасом) меняются названиями.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/1/1c/Bermudskij_grot.png/400px-Bermudskij_grot.png

Основные части:
1 — Площадь серповины
2 — Боут шкотового угла
3 — Нижняя шкаторина с гиковой латой
4 — Боут галсового угла
5 — Передняя шкаторина
6 — Фаловая (головная) доска
7 — Задняя шкаторина
8 — Латкарман
9 — Лата
10 — Люверс
11 — Лик (ликтрос)
12 — Боут
13 — Булинь


Регулировки парусов:
Сшить универсальный парус на все ветра невозможно. Даже неискушенный человек увидит различие между легким парусом для слабых ветров и тяжелым, усиленным штормовым парусом. В идеале было бы неплохо иметь несколько комплектов парусов для разных ветров. Однако, парус стоит очень дорого. Кроме того, меняя во время гонки парус, гонщики теряют драгоценные минуты. Поэтому моряки и яхтсмены придумали несколько способов, как расширить диапазон использования парусов.

Взятие рифов: Наиболее распространенный способ быстро изменить (уменьшить) площадь паруса — взять рифы. Вовремя взять рифы — искусство, приобретаемое с опытом. Существует распространенное заблуждение, что чем больше площадь парусов, тем больше скорость судна. Это не всегда верно. При усилении ветра корпус судна приобретает дополнительный крен и дифферент. Следовательно, гидродинамическое сопротивление возрастает, а скорость падает. Приказав взять риф, опытный капитан может увеличить скорость.

Патент-гик и патент-штаг: Другой способ значительно сократить площадь паруса — попросту намотать его мякоть на рангоут или такелаж. Этот способ в последние годы получил в яхтинге широчайшее распространение. Для этого гик выполняют вращающимся вокруг своей продольной оси. Такой гик называют «патент-гик». Потравив фал, и сделав нужное число оборотов гика, можно превратить огромный парус в крохотный лоскуток. Аналогично поступают со стакселем — его наматывают передней шкаториной на стаксель-штаг. Естественно, такой штаг тоже должен вращаться (то есть быть «патент-штагом»).

Изгиб рангоута: Если прогнуть середину мачту назад, можно получить чуть более пузатый парус, который лучше тянет в слабый ветер. Для сильного ветра излишняя пузатость паруса ведет в увеличенному крену и дифференту и, следовательно, к падению скорости. Поэтому, при усилении ветра, мачту прогибают вперед.

Пузо

★ Пузо - Паруса для разных ветров выкраиваются с разной кривизной. Для слабых ветров применяют более пузатые паруса, для сильных — плоские. Пузо достигается с помощью закладок. Закладка представляет собой полоску парусины переменной ширины (от нуля до значения закладки), отрезаемую от кромки полотнища. Чем больше закладка, тем более пузатый парус получится у мастера.

Пэрство

★ Пэрство  (англ. Peerage) — система дворянских титулов, существующая в Великобритании, часть Британской системы наград. Термин используется и для всей системы титулов, и для отдельного титула. Кроме пэров Великобритании, также существовали и пэры Франции.

Все британские почести, включая пэрское достоинство, происходят от суверена, которого называют источник чести. Сам суверен не может принадлежать к Пэрству — «источник достоинства не может получить достоинство от себя» (мнение палаты лордов в Buckhurst Peerage Case). В соответствии с английской негласной традицией лицо, которое не является пэром и не является сувереном, неофициально считается простолюдином (но не в Шотландии, где дворянская правовая система кардинально отлична от английской и максимально близка к континентальной). В Англии члены семьи пэров также неофициально могут считаться простолюдинами, хотя в действительности, с точки зрения закона, они относятся к классу джентри (младшего дворянства, как и баронеты, рыцари, эсквайры и джентльмены); этим английская система существенно отличается от континентальной (и шотландской), где вся семья, а не индивидуумы сопричисляется к дворянству. Парадоксально, что в Англии даже члены королевской семьи, не имеющие пэрского достоинства, неофициально считаются простолюдинами, потому что они не обладают особым правовым

Пэрство Франции (фр. Pairie de France) являлось группой крупнейших феодалов, прямых вассалов короны Франции. Изначально состояло из двенадцати пэров: шести церковных и шести светских. Пэры имели привилегию быть судимыми только судом пэров. Взамен они приносили оммаж королю Франции, у которого находились в ленной зависимости. С 1180 года пэры начинают участвовать в церемонии коронации короля Франции.

Постепенно с угасанием феодализма и с приходом абсолютистских тенденций роль института пэрства утрачивает былое значение. Король по своей милости может возвести в пэры Франции даже простого дворянина, «привязав» его к уже существующему владению-пэрству или возведя его земли в пэрство. С этого момента пэрство становится только почётным титулом и не более (в отличие от пэрства в Англии), за исключением того, что за пэрами сохраняется право присутствовать в парижском парламенте и быть судимыми королевским судом.

В 1814 году Людовик XVIII создаёт по английской модели палату пэров, которая становится одним из институтов законодательной власти страны. Во время Ста дней, Наполеон I также назначает пэров Франции. Вторая Реставрация 1815 года восстанавливает палату пэров (при этом титул пэра может передаваться по наследству). После Июльской Революции 1830 года, король Луи-Филипп сохраняет палату пэров, но ликвидирует наследственность пэрства.

Отредактировано Beatrice Menethil (2013-07-12 18:31:40)

0

16

Рангоут

★ Рангоут  (от нидерл. rondhout, букв. — круглое дерево) — общее название устройств для подъёма и растягивания парусов, он обеспечивает их постановку и удержание в штатном (рабочем) положении. С древних времён, когда рангоут изготовляли исключительно из дерева, все его части называют рангоутными деревьями, несмотря на то, что в настоящее время для сооружения рангоута используют многие материалы нерастительного происхождения.

Ранго́ут (от нидерл. rondhout, букв. — круглое дерево) — общее название устройств для подъёма и растягивания парусов, он обеспечивает их постановку и удержание в штатном (рабочем) положении. С древних времён, когда рангоут изготовляли исключительно из дерева, все его части называют рангоутными деревьями, несмотря на то, что в настоящее время для сооружения рангоута используют многие материалы нерастительного происхождения.

    ☆ К рангоуту относятся:

        • Мачты — вертикально стоящие рангоутные деревья, являющиеся основой для крепления реев и такелажа.
        • Стеньги — вертикально стоящие рангоутные деревья, являющиеся продолжением мачт.
        В местах соединения мачты и стеньги устанавливались марсы и саллинги.
        • Реи — горизонтальные рангоутные деревья, служащие для несения прямых парусов, которые крепятся к реям своей верхней шкаториной.
        • Рю (латинские реи) — служат для несения латинского паруса.
        • Гафели — как и другие части рангоута служат для несения косых парусов, особенность гафеля — возможность свободно перемещаться от траверза одного борта до траверза противоположного.
        • Гики — рангоутные деревья, служащие для растягивания нижней шкаторины косых парусов, могут быть глухо закреплены или быть подвижными.
        • Бушприт — наклонная мачта, устанавливаемая на носу судна, служит для подъёма и крепления кливеров, а также разноса стоячего такелажа, продолжением бушприта может быть утлегарь и бом-утлегарь.

Рей

★ Рей Рей или ре́я (нидерл. ra) — горизонтальное рангоутное дерево[1], подвешенное за середину при помощи боргов и бейфута к мачте или стеньге. Предназначена для постановки прямых парусов или крепления сигнальных фалов и фигур (конусов, шаров и т. д.). Рей, предназначенный для подъёма сигнальных флагов и фигур носит наименование сигнального.

В зависимости от того, к какой мачте принадлежат реи, а также от местоположения на мачте, они получают дополнительные наименования.

    • Фока-рей, фор-марса-рей, фор-брам-рей, фор-бом-брам-рей, фор-трюм-рей, фор-мун-рей крепятся на фок-мачте.
    • Грота-рей, грот-марса-рей, грот-брам-рей, грот-бом-брам-рей, грот-трюм-рей, грот-мун-рей крепятся на грот-мачте.
    • Бегин-рей, крюйсель-рей, крюйс-брам-рей, крюйс-бом-брам-рей, крюйс-трюм-рей, крюйс-мун-рей крепятся на бизань-мачте.

В конце XVI — начале XVII века на бушприте обычно устанавливали маленькую мачту — блинда-стеньгу с небольшим блинда-стень-реем. Примерно с середины XVIII века вместо блинда-стеньги ставили утлегарь с небольшим реем — бом-блинда-реем.

В вертикальной плоскости концы рея поддерживаются топенантами, в горизонтальной плоскости рей может поворачиваться с помощью брасов. Разворачивание реев с помощью брасов называется брасопкой (от глагола — брасопить, брасовать).

Под реем обычно протягиваются перты — специальные тросы, служащие опорой при работе с парусами.

0

17

Серповина

★ Серповина (или серп) - По правилам измерений яхт, площадь паруса принимается равной площади треугольника, проведённого по трём углам — фалового, галсового и шкотового. Следовательно, серповина — это немного «лишней» площади, которая добавляет к эффективности паруса несколько лишних процентов. Каждая шкаторина имеет свою серповину. Однако передняя и (очень часто) нижняя шкаторина бермудского грота ставятся на рангоут. Поэтому, будучи выпрямленными, эти шкаторины отдают «лишнюю» ткань, которая образует пузо паруса. Таким образом, серповины передней и нижней шкаторин тщательно рассчитываются, и увеличить площадь паруса за счет этих серповин не удается. Зато задняя шкаторина бермудского паруса всегда свободна и представляет большой диапазон для маневра. Неудивительно, что гонщики заказывают парусным мастерам паруса с наиболее развитыми задними серповинами. У таких парусов площадь задней серповины доходит чуть ли не до 30-35 % площади, полученной путем обмера паруса.

Обычно штормовые паруса серповин не имеют, или выкраиваются даже с отрицательными серповинами, чтобы сделать парус как можно более плоским. Естественно, паруса для слабых ветров кроятся более пузатыми.

Сюзерен

★ Сюзерен  (фр. suzerain от старофр.: suserain) — тип крупного феодального правителя, власть которого основана на вассальном подчинении ему более мелких феодалов, получавших от сюзерена право на часть земли (феод) в его владениях.

Система сюзеренитета — вассалитета, так называемая «феодальная лестница» (принцип «вассал моего вассала — не мой вассал»), существовала на территории Франции.

Статус сюзерена также использовался и в межгосударственных отношениях (вассальное государство).

0

18

Такелаж

★ Такелаж (нидерл. takelage (от takel — оснастка)) — общее название всех снастей на судне или вооружение отдельной мачты или рангоутного дерева, употребляемое для крепления рангоута и управления им и парусами. Такелаж разделяется на стоячий и бегучий. Стоячий такелаж служит для удержания рангоутных частей в надлежащем положении, бегучий — для постановки, уборки парусов, управления ими, изменения направления отдельных частей рангоута.

Для стоячего такелажа употребляются: на больших судах преимущественно стальной и железный трос, снаружи оцинкованный, как наиболее прочный и долго служащий; на мелких иногда берут ещё смолёные пеньковые или синтетические тросы. В некоторых частях стоячего такелажа употребляются цепи (напр. цепной борг — на котором висит нижний рей) — с короткими звеньями без распорок, для большей их гибкости.

На бегучий такелаж употребляются гибкие стальные, пеньковые или синтетические тросы.

Такелажными работами называются работы по обделке такелажа, постановке частей рангоута на место, оснащение его и, кроме того, все работы с тросом, например, приготовление матов (пеньковых ковров), сеток и т. д. для судов.

0

19

у

0

20

Фальшборт

★ Фальшборт (англ. bulwark) — ограждение по краям наружной палубы судна, корабля или другого плавучего средства представляющее собой сплошную стенку без вырезов или со специальными вырезами для стока воды (просветы между ширстреком и самим фальшбортом), швартовки (клюза) и прочими. Это конструкция из дерева или стальных листов с подпирающим набором (в зависимости из какого материала строилось плавучее средство).

Фальшборт в основном предназначен:

   • для предотвращения повреждения палубных конструкций и оборудования, палубного груза от удара волн и действия ветра во время плохой погоды;
   ● для ограждения открытых частей наружных палуб от падения за фальшборт (в море или с верхней палубы на нижние палубы) человека, предметов, палубных грузов;
   ● для уменьшения воздействия ветра и волн на человека (на палубе мостика во время несения вахты, на палубе бака во время постановки на якорь и т. п.)

Феодал

★ Феодал землевладелец в эпоху феодализма (владелец феода).
В Западной Европе в Средние века феодалы были выстроены в феодальную лестницу: нижестоящий (рыцарь) получает за службу земельный надел (лен, феод или фьеф) и крепостных у вышестоящего (барона). Во главе феодальной лестницы стоял король, но его власть обычно была значительно ослаблена по сравнению с полномочиями крупных сеньоров, которые, в свою очередь, не имеют абсолютной власти над всеми землевладельцами, стоящими ниже их в феодальной лестнице (принцип «вассал моего вассала — не мой вассал», действовавший во многих государствах континентальной Европы). Крестьяне трудились на землях, принадлежащих феодалам всех уровней, платя им барщиной или оброком.

Во времена установления феодализма в Западной Европе владение крупного феодала напоминало самостоятельное государство.

Права феодала:

    ♦ сбор налогов с населения его феода;
    ♦ суд над жителями;
    ♦ объявление войны другим феодалам и заключение мира с ними;
    ☺♦ обеспечение безопасности вверенного феода.

Между сеньором и вассалом заключался устный договор. Вассал обязывался верно служить господину, а сеньор обещал вассалу поддержку и покровительство. Однако договор нередко нарушался. Вассалы нападали друг на друга, на владения своего сеньора. Шли непрерывные междоусобные войны. Их целью был захват:

    • земель, населённых крестьянами;
    • знатного соседа, с которого требовали выкуп за освобождение;
    • добычи (грабёж чужих крестьян, церквей и т. п.).

0

21

х

0

22

ц

0

23

Черная метка

★ Чёрная метка (англ. Black Spot — дословно чёрное пятно, нем. Der schwarze Punkt) — вымышленный пиратский атрибут, обозначающий обвинение, выдвинутое пиратским сообществом (или отдельными пиратами) одному из его членов (или группе пиратов), в нарушении устава, порядков, правил и обычаев Берегового братства.
Впервые термин и понятие «чёрная метка» ввёл Роберт Стивенсон в романе «Остров сокровищ» (1883 год). В дальнейшем его неоднократно использовали в литературе или кинематографе, показывая бытность пиратского сообщества.
В действительности же, в традиции Карибских пиратов, имело место вручение карты смерти, в роли которой выступал пиковый туз. Её показывали лицам, подозреваемым в предательстве. Она показывала, что человеку грозит смерть или его не хотят здесь видеть.
Традиционно чёрная метка показывается как листок бумаги или карта с нарисованным сажей чёрным круговым пятном. При передаче такой чёрной метки, сажевое пятно отпечатывалось на ладони обвиняемого пирата, тем самым помечая его.

Обвиняемые обязаны опровергнуть выдвинутые против них обвинения, либо принять вызов на поединок, если чёрная метка содержит такое требование или обвиняемые не могут доказать свою невиновность другим способом. Если же пират, которому предъявлена чёрная метка, не смог или не захотел доказать свою невиновность, либо же не выполнил требований, предъявленных с чёрной меткой, то его ожидало наказание, вплоть до изгнания из рядов Берегового братства или смерти.

Зачастую получение пиратом чёрной метки говорило уже о том, что приговор пирату вынесен и обжалованию не подлежит.

0

24

Шкаторины

★ Шкаторины Так называют кромку (край) паруса обшиваемый тросом для того, чтобы он не разрывался. В зависимости от формы паруса у него может быть от трех до пяти шкаторин. Как правило, шкаторина треугольного или гафельного паруса, проходящая между фаловым и галсовым углом, называется передней. Передней шкаториной треугольный парус крепится к рангоуту или такелажу.

Прямой и латинский паруса ставится на рангоут верхней шкаториной.

Гафельный парус ставится на рангоут в большинстве случаев верхней шкаториной (на гафель) и передней шкаториной (на мачту). В этом случае гик отсутствует. Впрочем, возможен вариант установки гафельного паруса с гиком, либо гиковой сквозной латой, поддерживающей нижнюю шкаторину.

Шканцы

★ Шканцы (нидерл. schans) или квартердек (англ. quarterdeck) — помост либо палуба в кормовой части парусного корабля, на один уровень выше шкафута, где обычно находился капитан, а в его отсутствие — вахтенные или караульные офицеры и где устанавливались компасы. Позднее шканцами называли часть верхней палубы военного корабля от грот-мачты до бизань-мачты.

Шканцы считались на корабле почётным местом; там зачитывались перед строем законы, манифесты, приказы, приговоры. Размещение шканцев на корабле каждого типа определялось приказом по Морскому ведомству. Дерзость начальнику на шканцах усугубляла наказание, так как шканцы на военном корабле считаются как бы священным местом. При подъеме на борт, поднимающийся отдавал честь не конкретному офицеру, а шканцам,[источник не указан 240 дней] даже если на них никого в этот момент не было, либо если поднимающийся на борт был выше по званию находящихся на шканцах.

Э


Эскадра

★ Эскадра (фр. escadre) — оперативное объединение в военно-морском флоте, предназначенное для решения оперативных боевых задач на морских и океанских театрах военных действий.

В эпоху парусных кораблей эскадра была главным боевым соединением флота. Согласно Петровскому морскому уставу 1720 года флот состоял из трёх эскадр:

    белого флага — кордебаталия
    синего флага — авангард
    красного флага — арьергард.

В середине XVIII века основным соединением военно-морского флота была дивизия. Эскадра состояла из трёх дивизий: 1-я дивизия — кордебаталия — находилась в центре боевого порядка, возглавлялась адмиралом (он же командовал всей эскадрой); 2-я — авангард — располагалась в голове боевого порядка, возглавлялась вице-адмиралом; 3-я — арьергард — завершала боевой порядок, возглавлялась контр-адмиралом. Количество кораблей в эскадре зависело от наличия линейных кораблей во флоте. Кроме линейных кораблей в зависимости от поставленных задач эскадре придавались фрегаты, галеры, пинки, гекботы, шнявы, бомбардирские корабли, брандеры и другие военные суда.

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC